Обучение иностранных студентов - важное направление международной
деятельности российских вузов. Получив образование в странах Азии,
Африки, Латинской Америки и странах бывшего Советского Союза на родном
языке, иностранные учащиеся приезжают в Россию для продолжения обучения в
вузах для получения престижных специальностей, подготовки диссертаций,
переподготовки по выбранной специальности.
Качество подготовки специалистов для зарубежных стран закладывается на
этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся. Обучение за рубежом
начинается для иностранцев с периода адаптационных процессов. Период
адаптации студентов, пребывающих на обучение - длительный и сложный. Он
включает в себя множество аспектов: приспособление к новой
социокультурной среде, другим климатическим условиям, иному временному
поясу, к новой образовательной системе, языку общения,
интернациональному составу учебных групп и другие. Рассматривая проблемы
обучения иностранных студентов в российских вузах необходимо отметить,
что малое время обучения, неравномерный приезда студентов, параллельное
изучение русского языка и специальных дисциплин, обилие предметов часто
дезориентирует студентов, создаёт большую загруженность. Задача
построения учебного процесса - обеспечить максимальную эффективность
формирования знаний и умений учащихся с учётом особенностей образования в
различных странах.
Это возможно при условии, что все изучаемые дисциплины полностью
обеспечены учебно - методической литературой, как в бумажном, так и в
электронном виде. Неотъемлемую часть учебно - методического комплекса
курса составляет учебное пособие.
По общетеоретическим дисциплинам структура пособия, стиль изложения и язык отличаются от изданий для русских студентов:
- Содержание разделов должно соответствовать программе курса и
обеспечить необходимую полноту знаний по изучаемой дисциплине. Объем
пособия определяется количеством учебных часов, отведённых для
аудиторной и самостоятельной работы.
- Иллюстративные примеры в пособии должны учитывать профиль обучения и обеспечивать междисциплинарную связь изучаемых дисциплин.
- Материал должен быть чётко структурирован и последовательно
изложен. Пособие должно содержать терминологический словарь или
лексический минимум.
- Особое внимание уделяется языку и стилю изложения. Изложение
материала адаптировано с учётом программы по русскому языку. На первом
этапе используются простейшие грамматические конструкции (не более пяти
слов). Новые конструкции вводятся постепенно.
- Каждая тема сопровождается специальными упражнениями по
использованию научного стиля речи. Задания по русскому языку включают
систему упражнений направленную на формирование языковых знаний и
предметно - речевых умений
- Обязательным компонентом пособия является комплекс контрольных
вопросов и тестов, а также задания для самостоятельной работы, которые
выполняют функцию закрепления и самоконтроля.
- Важное место при разработке учебного пособия, особенно для
иностранных учащихся подготовительного отделения, отводится
иллюстрациям. Они позволяют перевести текстовую информацию в визуально -
образную форму. В процессе чтения студент должен образно представлять
явление, предмет, процесс в виде его реального изображения или модели.
Источник: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784143 |