Суббота, 04.05.2024, 08:06

Иностранные студенты КБГУ (подфак).

Категории раздела
Преподаватели кафедры ООД ИУ [0]
Преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин для иностранных учащихся
Дисциплины кафедры ООД ИУ [0]
Мои статьи [12]
Химия [4]
Биология [2]
Физика [0]
Экономика [0]
География [1]
Наш опрос
Причина выбора КБГУ как места для учебы?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Адаптация студентов-иностранцев к обучению в России

Адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся в динамическом равновесии, а их соотношения меняются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Поскольку период пребывания иностранных студентов в России колеблется от двух недель до нескольких лет, то можно понять насколько важен постоянный контроль за процессом адаптации. Последний включает в себя множество аспектов, наиболее важными из которых являются: приспособление к новой социокультурной среде, приспособление к новым климатическим условиям, времени, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков, приспособление к культуре новой страны и т.д.

В данной статье анализ проблемы адаптации рассмотрен на личном опыте автора и других иностранных студентов.

В первые несколько недель после приезда в новую страну особое напряжение испытывают студенты из материально плохо обеспеченных семей и те, кто привык к чрезмерной опеке со стороны родителей. Они находятся в состоянии стресса: жалуются на потерю аппетита, усталость, вялость, бессонницу, плохое настроение и раздражительность. Надо отметить, что многие студенты отмечают большую помощь земляков, которые живут в Санкт-Петербурге уже некоторое время.
Кроме бытовых, каждый иностранный студент испытывал языковые трудности по приезде в другую страну для обучения. Невозможность объясниться с людьми из службы сервиса ставит их в крайне затруднительное положение. Трудности возникают при покупке вещей или продуктов питания. Лишь при помощи жестов, мимики и отдельных фраз иностранные студенты могут первое время объясняться с русскими людьми. Объяснение жестами и ошибки в построении фраз вызывают смех и удивление, а порой носят неприличный характер, что очень огорчает и смущает иностранцев.
Но наиболее болезненным является вопрос проживания. Ибо на родине студентам обещали, что в России за 200 рублей в месяц каждому обеспечат комфортабельную комнату. По приезде же ему предлагают для проживания 2-3-местный номер с оплатой 30$ за одно место.
Смена климата также является сильным раздражителем для человека, она может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления, обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменение влажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня могут вызвать плохое настроение и дискомфорт.
Напомним, что климатические зоны можно разделить на 4 пояса: 1-й — 0°-30° — жаркий, со средней температурой +21-27°С, 2-й  — 30°-45° — теплый, tср= +16-21°С, 3-й  — 45°-60° — умеренный, tср= +5-15°С, 4-й  — 60°-выше — холодный, температура — ниже +5°С.

Наиболее быстро протекает процесс адаптации к русской кухне. Во многих странах как и в России предпочитают картофель, рис, мясо и рыбу, но используют большее количество приправ. Поэтому отдельные блюда оказались сходными с блюдами родной кухни, что вызывало приятное удивление.

Хочется подчеркнуть, что приспособление к резкому изменению климатических условий и пище заставляет человека включать соответствующе адаптационные механизмы, что оказывает отрицательное влияние на учебный процесс, отодвигая его на второй план.
Адаптации студента-иностранца к новой социокультурной среде способствуют две группы факторов: зависящие от студента и зависящие от преподавателя. Со стороны студента важны: достаточный уровень базовой подготовки, уровень знания русского языка, индивидуальная способность к обучению, особенности национального менталитета. Преподаватель, в свою очередь, должен быть компетентен в предмете, владеть языком общения и обладать определенными личными качествами.
Одним из важных аспектов адаптации студентов-иностранцев к обучению является понимание новой системы образования.
Главным условием общебиологической довузовской подготовки иностранных студентов является быстрое и эффективное овладение русским языком. Чем лучше усваивается язык, тем эффективнее адаптация, тем быстрее студент перестает стесняться обращаться со своими просьбами и вопросами к русским, т.е. общаться становится легче, а значит, и проще познание нового, что очень важно.
Студенты-иностранцы болезненно переживают непонимание, а тем более конфликты с преподавателями. По их мнению, самым идеальным «ускорителем» адаптации является создание атмосферы «доброго дома», где каждый студент-иностранец «нашел бы себя».
К сожалению, иногда преподаватели не хотят вникать во все проблемы иностранных студентов из-за отсутствия опыта или свободного времени. Некоторые преподаватели субъективно относятся к иностранцам, проявляют национализм. Иногда возникают ситуации, когда преподаватель не понимает студента, так как тот плохо владеет русским языком, и у него складывается впечатление, что этот студент плохо учится. Иногда студенты не успевают записывать лекции, так как преподаватели диктуют очень быстро. Но большинство преподавателей помогают студентам-иностранцам решать их проблемы, поддерживают их в учебе (объясняют подробно задания на английском языке, разрешают сдавать зачеты на английском, психологически поддерживают).
Немаловажным является состав групп подготовительного факультета. В основном каждая группа состоит из 8-10 человек, благодаря чему преподаватель может каждому студенту уделить достаточно внимания. Спорным является вопрос формирования групп по национальному признаку. Лучше, когда группа является интернациональной. Как отмечают сами студенты, это очень стимулируют процесс изучения русского языка.
Отношения в группе у иностранных студентов тоже складываются по-разному. Некоторые соученики помогают писать лекции, сдавать экзамены, готовить доклады, вообще относятся доброжелательно и стараются помочь. Но есть и такие, кто смеется над плохим русским языком иностранца, его внешним видом, критикует доклады. Встречаются и проявления национализма.
К сожалению, в начале 21 века приходится вновь вспомнить чуму 20-го — фашизм.
Во многих странах мира наблюдаются вспышки махрового национализма. Недавние события во Франции, где в 1-ом туре президентских выборов за лидера нацистов проголосовала почти половина избирателей, свидетельствуют о том, что фашизм — реальная угроза даже для благополучной Европы, и у него молодое лицо.
По данным МВД в молодежных экстремистских организациях России состоят 10 000-30 000 человек. Русские националисты (скинхеды) сконцентрированы в 5-6 крупнейших городах России. Они остро идеологизированы: их кумир — Гитлер, нацистские штурмовики. А организованный и оснащенный идеологией национализм — это и есть фашизм.
В каждой стране есть люди по скудности своего интеллекта отстаивающие интересы более сильных. За время моей учебы здесь я неоднократно сталкивался с людьми, преследующими своей целью изгнание иноземцев. Мне грустно думать, что в такой великой и гостеприимной стране, как Россия, есть люди, попирающие права человека на свободу и независимость передвижения только из-за расовой принадлежности. Многие студенты-иностранцы страшатся гулять по городу, ходить в музеи и на экскурсии. Негативное психологическое давление оказывают высказывания и выпады русских в адрес иностранцев в транспорте, в магазинах, на улице. Но нельзя говорить, что все русские враждебно относятся к иностранцам. Например, в ближайших к общежитию и институту магазинах продавцы уже привыкли видеть иностранцев и помогают им при выборе и покупке продуктов.
Сглаживают неприятные моменты новые русские друзья по группе, которые проводят с нами праздники, экскурсии, прогулки, помогают понять русскую культуру, особенности национального характера.
Иностранные студенты с интересом познают Россию, людей, нравы, обычаи, быт, отношение к истории, религии. Посещение музеев, выставок, концертов, драматических театров, встречи и вечера интернациональной дружбы со студентами вузов и колледжей, школьниками города и области также способствуют адаптации иностранных студентов. Преодолев значительный период адаптации, иностранные студенты меняются, их взгляды на жизнь становятся другими, и они начинают ценить то, что не замечали раньше.

Несмотря на множество проблем, которые существует у иностранного учащегося, он, как и все студенты мира, старается провести свое время с пользой для себя и для других.



Источник: http://oneworld.bstu.ru/article/?id=28
Категория: Мои статьи | Добавил: geografinya (15.12.2012)
Просмотров: 1388 | Теги: КБГУ, иностранные студенты, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: