Пятница, 15.12.2017, 01:25

Иностранные студенты КБГУ (подфак).

Категории раздела
Преподаватели кафедры ООД ИУ [0]
Преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин для иностранных учащихся
Дисциплины кафедры ООД ИУ [0]
Мои статьи [12]
Химия [4]
Биология [2]
Физика [0]
Экономика [0]
География [1]
Наш опрос
Причина выбора КБГУ как места для учебы?
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content

Каталог статей

Главная » Статьи » Химия

О структуре учебников по химии и биологии для иностранных студентов подготовительных факультетов

Основой  методического  обеспечения дисциплин «Химия» и «Биология»ина подготовительном факультете для иностранных граждан являются учебно-методические комплексы (УМК), разработанные на основе программ по химииии биологии. Они включают в себя:

         -учебники;

         - комплект учебной литературы для самостоятельной работы студентов (учебные пособия и  приложения к ним,  лексико-терминологические словари и т.д.);

         - методические рекомендации для преподавателей.

         В этой структуре учебник остаётся ведущим компонентом, моделью метода обучения, идеи которого реализуются в содержании и структуре учебника, тогда как остальные  компоненты УМК дополняют и расширяют его учебные функции. Учебник – это модель учебного процесса. Но эта модель особая, не отражающая структуру и все течение учебного процесса  в учебнике все характеристики  учебного процесса даны в сжатом опредмеченном виде. Учебник  - специфическая  модель метода обучения, идеи которого реализуются в содержании  и структуре учебника.

         Учебники по химии и биологии, разработанные  на кафедре естественных наук  института подготовки иностранных граждан ОНПУ, отражают концепцию  коммуникативно-деятельностного подхода к обучению и выполняют следующие функции:

         - информирующую – функцию справочника и главного источника предметно-речевого материала для усвоения;

         - мотивационную путем представления объёма  учебного материала, предназначенного для усвоения в, чётком  и эстетическом оформлении, стимулирующим  желание студента работать с ним.

         - формирующую навыки и умения, которыми должен обладать студент  после изучения   той или иной темы и демонстрирующую  способы овладения  необходимыми  навыками и умениями;

         - систематизирующую по отношению  к  знаниям и умениям, полученным в ходе  обучения  в национальной школе  на родном языке. Данная функция, позволяет сформулировать  у студентов  системное понимание предмета;

         - контролирующую посредством выполнения заданий и упражнений, позволяющих студентам и преподавателю  определить достигнуты ли цели, которые были поставлены  при изучении данной темы.

         При написании  учебников по химии и биологии на подготовительном факультете  мы стремились соблюдать дидактические требования, общие для любого учебника и методические  требования,  специфичные для каждого предмета.  Главным дидактическим  требованием  при этом является соответствие целям обучения, направленность  на формирование предметно-речевых  и учебных умений, предусмотренных программами  по химии и биологии.

         Требование научности при изложении  учебного материала – это сложная проблема, а для учебника на неродном  для обучаемых языке  тем более. Далеко  не всякое научно выверенное  положение  теории можно  доступно изложить  при минимуме знаний  языка обучения   и научного стиля речи, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому, как  выход из такого положения,  в наших учебниках есть приложения, которые дают возможность повторного освещения некоторых тем на уровне более высокого  владения языком обучения.

         Эти языковые трудности делают необходимым использование  в учебниках  задач, упражнений и заданий, которые направлены на формирование предметно-речевых  коммуникативных умений.   

         При структурировании  учебного материала учитывалась направленность обучения на формирование  обобщенных знаний  и обобщенных способов деятельности. Обобщенные знания   выполняют в процессе обучения  организующую  и ориентирующую  функции, позволяют  осмысливать конкретные знания  и рассматривать их как проявление обобщенных. Осмысление знаний, получаемых при обучении  на подготовительном факультете, при учёте  уже имеющихся, полученных на родине, происходит те успешнее, чем прочнее  осознаны  обобщающиеся систематизирующие идеи. Чем выше уровень  обобщенных знаний, тем шире  область их применения  и, следовательно,  их ориентирующие  функции.  Овладение обобщенными способами  учебно-познавательной деятельности повышает уровень  познавательных возможностей  учащихся, качество усвоения ими знаний при сокращении времени, необходимого для обучения. В связи с этим организация учебного  материала в учебниках ведется  в таком логическом аспекте, который способствует выделению целого и частного, выявлению связей между объектами. Систематизация учебного материала позволяет трансформировать отдельные понятия и факты  в более крупные дидактические  единицы, в их определённую систему. Структура таких  единиц, в частности, характеризуется построением учебного материала, при котором темы и разделы курса, обладающие общностью, изучаются параллельно. Это позволяет   преодолевать  отрицательную тенденцию размельчения учебного материала, тормозящую формирование обобщенных понятий, что приводит к экономии времени изложения материала.

         Системная организованность материала в рамках структурных частей учебника способствует целостному  и обозримому раскрытию  содержания его основных  единиц – главы и параграфа.       Целостность главы   по составу вызвало необходимость  включения  в неё  всех элементов содержания обучения: знаний, способов – репродуктивных, предметно-речевых, коммуникативных  и т.д.,  всех соответствующих программных вопросов   и процессуальных элементов, необходимых, для предметного содержания. Целостность главы по связям означает наличие в ней  связей разного типа: формально-логических, содержательно-логических, структурно-функциональных, межпредметных. Обозримость структурной единицы  определяется следующими признаками: указанием логического ядра, логических блоков  и их взаимосвязи.

         Целостности и обозримости учебного материала способствуют обзорные таблицы и схемы, используемые в целях организации повторения материала крупными блоками  с большей степенью  наглядности; определения логических связей  материала  темы в плане  внутри предметной координации; обучения учащихся  навыкам анализа  и систематизации учебного материала.

                    Использование учебников в учебном процессе показало их достаточную эффективность и возможность применения их как на занятиях в аудитории при повторении, объяснении нового учебного материала, его закреплении и проведении контролирующих мероприятий, так и для самостоятельной работы студентов  во внеаудиторное время.         



Источник: http://www.rusnauka.com/ONG_2006/Pedagogica/17986.doc.htm
Категория: Химия | Добавил: geografinya (26.01.2013)
Просмотров: 739 | Теги: нальчик, КБГУ, иностранные учащиеся, КБР, кфедра ООД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: