“Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя а,
напротив, одаряю”.
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Современный этап развития общественных отношений в нашей стране характеризуется нарастанием ряда проблем, в том числе проблем межкультурного и межэтнического взаимодействия представителей различных этносов. Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. В нашей многонациональной стране, стране массовой трудовой миграции необходимо активно и методически воспитывать чувство толерантности. Чтобы уважительно относится к другим народам, необходимо о них, что- то знать. Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство.
Внеклассные уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность. В школе, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами. Учить принимать других такими, какие они есть. Учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия. Внеклассные уроки географии в школе как никакие другие позволяют познакомиться и с народами, живущими на территории России, в соседних странах, со всеми странами мира. Именно география, изучающая демографию, помогает сформировать представление об истории, культуре, традициях народов, больших и малых. Внеурочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.
Значение внеклассных уроков географии определяется:
-
огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;
-
пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;
-
реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Россия стремиться к гармонизации национальных отношений в стране, мы должны работать над тем, чтобы, в конечном итоге, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Т. е. быть патриотичным, значит быть толерантным.
Дружба народов – это залог мира, а значит процветания и развития в ногу со временем. Вопрос национализма, сейчас стоит в центре политической жизни: Россия переживает в этом вопросе настоящий кризис. Явно нарастает волна шовинизма и ксенофобии, что угрожает стабильности общества и может причинить России колоссальный вред. Проведение совместных мероприятий с участием иностранцев очень важно для культурно-образовательной работы со школьниками, ведь узнавать об обычаях и особенностях других стран гораздо интереснее, общаясь с их жителями. Проведение таких уроков в формате диалога иностранцев и школьников позволит уменьшить уровень националистических взглядов и межрасовой неприязни среди молодёжи. Это послужит основой толерантного отношения к представителям других национальностей.
Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие, сотрудничество. География даёт возможность воспитывать у учащихся это чувство. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.
Стали доброй традицией интерактивно – познавательные встречи со школьниками «Урок дружбы народов и толерантность». Данный проект помогает узнать детям о культурах различных стран из уст их непосредственных жителей, а самим иностранным студентам лучше адаптироваться в городе и республике.
Урок построен по следующему сценарию: сначала инострацы приветствуют учеников на своих родных языках, далее рассказывают и демонстрируют слайд-шоу о странах, из которых приехали на обучение иностранные студенты. Иностранцы рассказывают о своей родине, знакомят с историей своей страны, демонстрируют знание русского языка После увлекательных рассказов о своих культурах и традициях гости отвечают на массу вопросов заинтересованных учеников.
Наши встречи позволяют воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям. Формируют дружелюбное отношение к иностранцам, уважительное отношение к культуре других стран, создание толерантности в многонациональной стране и поддержание благоприятного климата среди иностранцев и местного населения!
«Дружба народов и толерантность» - именно под таким названием проводятся в школе внеклассные уроки географии. Они сближает тех, кто приехал к нам учиться из разных стран. Общение в неформальной обстановке позволяет иностранцам и ученикам ближе узнать друг друга, познать и полюбить культуру, язык, обычаи других стран. Духовное общение иностранцев и учащихся позволяет сохранить нравственные и культурные достижения прошлого разных народов, способствует обмену, возрождению национальных традиций, сохранению и приумножению нравственных и культурных достижений наших стран.
Внеклассные уроки способствует воспитанию у молодежи чувства прекрасного, а также в дальнейшем расширяют международные творческие связи, укрепляет идеи мира, дружбы, взаимопонимания, культурно-духовного сотрудничества.
В этом учебном году было три встречи. Следует отметить, что и география участников достаточно богата и обширна: Сирия, Турция, Иордания, Эфиопия.
Выступления иностранцев были пронизаны любовью к своей стране и нации.
21 января студент из Эфиопии провел познавательное занятие для школьников 9 классов. Рассказал о своей стране, исполнил национальный танец, показал небольшой фильм об Эфиопии. Школьники с большим интересом слушали его. В конце все школьники фотографировались на общий снимок и все задавали вопросы студенту. За этот время школьники ощутили себя в солнечной стране, на другом материке в кругу добрых и интересных жителей этой страны Эфиопии. В феврале для учащихся выступили студенты из Иордании и Сирии. Во время яркого и зрелищного выступления иностранцы беседовали с учениками на самые разные темы: о своей семье, о национальных блюдах, говорили студенты и о своих планах на будущее. 19 марта темой нашего внеклассного урока была удивительная страна, органично соединившая в себе черты европейской и восточной культур — Турция.
Следующая встреча со школьниками состоится в апреле, где будут участвовать уже студенты из Палестины.
Безусловно, цель наших внеклассных уроков – обмен культурными традициями была достигнута.
|